Памятка по профилактике экстремизма среди молодежи
Основной группой риска для пропаганды экстремистов является молодежь.
Двадцать лет назад мир потрясла трагедия в Беслане. Тогда группа из 32-х чеченских боевиков захватила школу №1 в городе Беслане. В руках террористов, которые требовали вывода российских войск из Чечни и независимости региона, оказались 1388 заложников, в основном, дети. Без еды и воды они провели в плену у боевиков три дня. 3 сентября в школе раздался взрыв и начался штурм.
20 лет подряд 3 сентября вся страна вспоминает те события и в память о 335-х погибших заложниках, 186 из которых – дети, во всех уголках России проводят мемориальные мероприятия. Потому что все должны запомнить: экстремизм и его крайняя форма
– терроризм являются преступлением!
Взрослые обязаны предпринимать максимум усилий, чтобы в плен экстремистских идей не попадали дети.
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ
• согласно Федеральному закону от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», терроризм – это «идеология насилия и практика воздействия на принятие
решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»;
• в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из определений экстремизма является «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность».
СПИСОК РИСКОВ ДЛЯ ПОДРОСТКА
Взрослым важно помнить, что различные проявления экстремизма и терроризма носят постепенный и вовлекающий характер прежде всего для социально и психологически неустойчивой молодежи.
Как правило, в молодежные неформальные объединения, имеющие экстремистскую направленность, попадают подростки со следующими проблемами:
• дефицит или отсутствие значимых взрослых в окружении;
• неуверенность в себе;
• трудности с контролированием своих эмоций;
• повышенная агрессивность;
• озлобленность;
• нежелание добиваться каких-либо целей;
• стремление постоянно получать удовольствие, не прикладывая усилий;
• ощущение безвыходности.
ПРИГЛЯДИТЕСЬ К ПОДРОСТКАМ И ДАЖЕ ВЗРОСЛЫМ
Любые нехарактерные для подростка (и даже взрослого) перемены в его поведении и характере заслуживают того, чтобы на них обращали пристальное внимание. Даже по небольшим изменениям можно понять чужое воздействие и не допуститьтвлияния идеологии экстремизма и терроризма на человека.
Но, прежде всего, отслеживайте следующие моменты:
1️⃣ В речи появляются новые слова, обозначающие какую-либо идеологию или иерархию в военизированной системе; ненормативная лексика; клятвы или обязательства (например, «иншал-лах», «хлебом клянусь»).
2️⃣ Поведение стало меняться в негативную сторону, он стал более грубым, резким и жестким, что никогда не было для него характерным.
3️⃣ Резкая перемена в образе жизни. Предположим, родители знали, что у старшего школьника были вредные привычки (курение или даже употребление алкоголя), но в один момент без объяснения причин он отказался от них. Само по себе это отлично. Но обратите внимание на остальные пункты. Если они одновременно появились в жизни человека – это повод насторожиться. Или все может быть наоборот: человек всегда старался придерживаться здорового образа жизни, а затем достаточно неожиданно проросли и выпятились вредные привычки.
4️⃣ Ребенок начал часто играть в компьютерные игры, где присутствуют постоянные насильственные эпизоды.
5️⃣ На электронных девайсах, которыми пользуется подросток, стали появляться необычные приложения, фото- и видеоматериалы с экстремистско-политической информацией.
6️⃣ Появляется высокая заинтересованность единоборствами, силовыми занятиями, желание овладеть холодным оружием.
7 Если говорить о мальчиках, то можно заметить резкое проявление неуважения к женскому полу, принижение всего женского окружения.
8️⃣ Отказ от свинины, если раньше это было нормальным и свойственным подростку.
9️⃣ Изменение в гардеробе: девочка стала одеваться в длинную и мешковатую одежду, хотя до определенного момента могла надевать короткие юбки и футболки, майки, перестала краситься, пользоваться духами; мальчик начал носить все время темную одежду, отращивать бороду.
🔟 На теле подростка стали появляться татуировки на арабском языке, которые он отказывается объяснять.
1️⃣1️⃣ В разговорах подросток все чаще затрагивает политические и религиозные темы, ссылается на каких-либо соответствующих авторитетов.
1️⃣2️⃣ Изменение характера, когда скромный подросток становится более агрессивным, вспыльчивым или, наоборот, в большей степени замыкается в себе.
1️⃣3️⃣ Смена окружения подростка, появление новых друзей, причем таких, которые могут быть намного старше его самого и с которыми он отказывается знакомить родителей; новые знакомые совсем не относятся к привычной для подростка среде.
4 КИТА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
ИНФОРМИРОВАНИЕ
Расскажите детям о том, что экстремизм и терроризм – это всегда и без исключения незаконно. Такая идеология разрушает все на своем пути, она насильственная, опасная, преступная. От нее больно и обществу, и самому носителю идей. Объясните, что экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию.
Признакиьэкстремизма содержит любая идеология, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой,Ьнациональной или религиозной ненависти илиьвражды в отношении какой-либо социальной группы.
АЛЬТЕРНАТИВА
Вовлекайте детей в активную жизнь: спорт, общественную деятельность, волонтерство, хобби, дополнительное образование. Чем более ребёнок занят продуктивной деятельностью, тем меньше шансов у него попасть под влияние деструктивных групп.
ТЕРПИМОСТЬ
Будьте сами терпимы и следите за своими высказываниями. Развивайте терпимость в своих детях. Сострадание и спокойное принятие других такими, какие они есть, – это почти всегда прививка от экстремизма, снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения.
УВАЖЕНИЕ
Сильными и умеющими сказать твердое «нет» людей делает уважение к себе и окружающим. А для этого даже маленькийьчеловек должен быть очень самостоятельным,
способным защищать себя и свои убеждения. Научите детей принимать решения, считайтесь с их мнением, цените договорённости, дайте имьвозможность развиваться и постигать новое.
А. ШЕВЧЕНКО,
ведущий специалист по обеспечению деятельности
антитеррористической комиссии и постоянно действу-
ющего координационного совещания по обеспечению
правопорядка в Егорлыкском районе.
Подготовлено по материалам официальных сайтов МЧС
России, ГУ МВД России, Министерства образования РФ
Источник иллюстрации: m.vk.com