ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Права потребителей финансовых услуг всегда нуждаются в защите. Человека могут обмануть на самых, казалось бы, безобидных, на первый взгляд, моментах — например, в страховании, вкладе, кредите.
В настоящее время существует огромное количество развивающихся компаний, работающих в сфере оказания финансовых услуг. К ним относятся банки, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, страховые организации и т.д. Поэтому многие из нас ежедневно становятся потребителями финансовых услуг.
Для начала разберемся, что относится к общему термину «финансовые услуги». В первую очередь, это:
Кредитование во всех его видах — от получения кредитной карты до выплат ипотеки; депозиты и вклады; страхование, как при взаимодействии с финансовыми организациями, так и чистое страхование, например, покупка страховки на квартиру от залива ее соседями; денежные переводы; ведение индивидуальных инвестиционных счетов; выдача микрозаймов; накопительное страхование жизни; формирование добровольной или накопительной пенсии.
Все эти услуги находятся под юрисдикцией Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя».
Основные способы защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг:
- Претензионный порядок.
Обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование.
Способы вручения претензии:
— направление по почте с уведомлением о вручении и описью вложений;
— вручение лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и штампа организации, либо подписи свидетеля, присутствовавшего при вручении, в случае уклонения представителя организации от получения.
Обязательный претензионный порядок устанавливается в законах. Например, споры о выплатах по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
В том случае, если предъявление претензии не является обязательным для потребителя, он имеет право обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением.
2. Судебный порядок.
Потребитель имеет право обратиться с иском в суд в случае, если при оказании финансовых услуг допущены нарушения его прав (например, требовать возврат уплаченных за навязанные платные услуги денежных средств, отказ от договора страхования и другие) и организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить.
Потребитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в иске, например, представить в подтверждение доводов письменные документы, показания свидетелей и другое (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ). В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ потребитель вправе требовать в суде привлечь к участию в деле органы государственной власти для дачи заключения по делу.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах информирует, что потребители могут получить консультацию по вопросам защиты своих прав и законных интересов в приемные дни: вторник, четверг с 8 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов по телефону (8-86372) 5-61-24 или по адресу: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Островского, 3, каб. 204.
Специалист — эксперт территориального отдела
Управления Роспотребнадзора
по Ростовской области в Сальском,
Целинском, Песчанокопском,
Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах Деменчук Л.Б.