Есть ли бензиновый кризис в Егорлыкском районе?
«Бензин есть, очередей нет, цены высокие, покупатели ругаются», – кратко и емко описала весь кризис оператор на автозаправочной станции в ст. Егорлыкской
«А зачем вам это надо?» – спросила меня оператор одной из станичных автозаправок, когда я объезжала все точки продаж на предмет сравнения ценников. Когда пояснила, что интересуюсь бензиновым раскладом на территории нашего района, оператор как раз и дала комментарий, вынесенный в подзаголовок.
Итак, на шести автозаправочных станциях в Егорлыкской разброс цен во вторник, 15 октября, был следующий: 95-й бензин можно было приобрести от 65,4 до 86 рублей за один литр; 92-й – от 55,4 до 84 рублей за литр; дизельное топливо – от 59,5 до 87 рублей за литр.
Статистика утверждает, что за год бензин на Дону подорожал на 12%, но по ощущениям водителей – на все 120%. Особенно в последнее время, когда на заправку заезжаешь и чуть ли не каждый день видишь новые цены.
«Слава богу, пока хотя бы очередей нет и бензин есть. А то вон рассказывают, что в других районах заправки вообще закрываются», – говорят егорлыкские водители. И задают резонные вопросы: «Кто в этом виноват?» и «Что с этим будут делать?» Мы постарались
найти и суммировать все ответы, которые дают эксперты разного уровня, комментируя бензиновый кризис.
КТО ВИНОВАТ?
По мнению экспертов, в росте стоимости и недостатке топлива на заправках виновато сочетание факторов: ажиотажный и сезонный спрос, атаки БПЛА, акцизы, демпфер и государственный контроль над ценами
► Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков дал комментарий порталу 161RU. Он отметил, что розничные цены на топливо традиционно вверх подталкивают акцизы. Только с 1 января их повысили более чем на 10% на бензин и дизельное топливо. Также влияет на топливный рынок сокращение выплат по демпферу. Это такие выплаты из бюджета РФ нефтяным компаниям, которые помогают поддерживать не слишком высокие цены на топливо на внутреннем рынке.
Когда на внешнем рынке цены растут и бензин выгоднее экспортировать, правительство
как бы компенсирует компаниям их потери от того, что они продают топливо на внутреннем рынке, где цены ниже. При этом существует точка отсечения – это цена, после которой компания перестает получать демпферные выплаты.
За 9 месяцев этого года такие выплаты сократились примерно на 50%. Разница в ценах в рублевом выражении между внешним и российским рынком сократилась, соответственно, упали и выплаты по демпферу. Получая меньший объем демпферных выплат, нефтяные компании начали повышать цены на топливо на сырьевых биржах. И отсюда уже началась история с дефицитом.
Его создают, прежде всего, на независимых АЗС, которым поставщики привозят топливо, закупленное на бирже. Независимые заправки попали в ловушку снижения демпферных выплат от государства и одновременной невозможности повышать цены из-за их роста на бирже. А не могут они это делать по двум причинам.
Первая – конкуренция с автозаправками вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Это «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и другие компании, у которых вся цепочка – от добычи нефти до производства бензина и продажи его на заправках – своя, а потому и оптовые, и розничные цены у них заведомо ниже. Независимые АЗС, подняв цены, не выдерживают конкуренции с ВИНКами.
Вторая причина – это Федеральная антимонопольная служба России. Ведомство мониторит ситуацию на рынке топлива и указывает на необоснованный рост цен. То есть независимые АЗС поднять цены в полной мере не могут. Соответственно, им приходится работать в убыток, а чтобы его хотя бы не увеличивать, они просто перестали покупать топливо на бирже и продавать его в розницу. Отсюда и возникли проблемы с дефицитом, когда заправки либо не продают топливо и ждут стабилизации на бирже, либо вообще закрываются.
Кстати, именно поэтому егорлычане пока сетуют только на рост цен, а на недостаток бензина нет. Причина в том, что на нашей территории как раз, в основном, работают автозаправки вертикально интегрированных нефтяных компаний.
► Портал Т-банка выложил свой анализ кризисной ситуации. Его основные тезисы таковы: ремонт НПЗ, атаки БПЛА, сезонный спрос.
Аналитики агентства «Сиала» отмечают, что в сентябре на российских НПЗ зафиксировали рекордный уровень простоев мощностей первичной переработки нефти. К концу месяца были не задействованы около 38% мощностей. По данным агентства, в 70% случаев эти простои связаны с последствиями атак беспилотных летательных аппаратов, остальное – плановый ремонт заводов.
Кроме того, влияет на общую картину и ажиотаж среди покупателей. Поток новостей о дефиците и росте цен на бензин приводит к тому, что потребители начинают запасаться топливом впрок. Независимые АЗС не успевают подстроиться под ажиотажный спрос, что в итоге создает искусственный дефицит. Нечто похожее наблюдается и на оптовом рынке. Опасаясь, что им не хватит бензина, оптовики также начинают увеличивать объем закупок. При этом производственные мощности не поспевают за всплеском спроса.
ЧТО С ЭТИМ БУДУТ ДЕЛАТЬ?
Государство признает проблему и предпринимает ряд действий по ее преодолению
► Первое решение – ограничили продажи за рубеж, чтобы «не вымывать» внутрироссийский бензиновый рынок. Правительство РФ приняло в сентябре документ, которым до 31 декабря 2025 года ограничил экспорт бензина за пределы страны. Он касается всех экспортёров, включая непосредственных производителей.
Ещё одним постановлением введён запрет на экспорт дизеля, а также судового топлива и прочих газойлей, в том числе приобретённых на биржевых торгах.
Ограничения будут действовать до 31 декабря 2025 года включительно. При этом на поставки, осуществляемые непосредственными производителями указанных видов топлива, запрет не распространяется.
► Второе – на наш рынок буквально пригласили поставщиков из-за рубежа. Для этого обнулили таможенные пошлины на ввозимое из-за границы топливо.
► Третье – решили пока снизить планку заботы об экологии ради удешевления производства топлива.
Как выяснил «Коммерсант», власти планируют разрешить на полгода использование при производстве бензина монометиланилина. Это октаноповышающая присадка, которая позволит снизить себестоимость топлива на 10-15%, но может привести к ухудшению экологических показателей выхлопов.
► Кроме того, правительство рекомендовало нефтеперерабатывающим заводам перенести плановые ремонты и рассматривают повышение нормативов продажи бензина на бирже, чтобы снизить ажиотаж.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Возмущение автомобилистов о том, что «нефть дешевеет, а бензин – нет» в этом году потеряло свою актуальность. Теперь каждый водитель беспокоится, лишь бы бензин и дизель были в наличии, ну и не росли каждый день космическими темпами. О том, как предпринимаемые государством меры скажутся на общем топливном раскладе, – мы с вами увидим в ближайшее время.
Подготовила Ю. БАГАН
Источник фото: freepik
