АНО «Диалог»: большинство россиян считают наиболее опасными фейки, распространяемые в соцсетях
Автономная некоммерческая организация «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий опубликовали совместное исследование, в котором дана оценка уровня доверия россиян к различным информационным ресурсам
Речь в исследовании идет о том, что сейчас принято называть «фейками», или недостоверной информацией.
Выяснилось, что основной источник фейков, по мнению россиян, – это онлайн-СМИ (74%). Следом идут телевидение и традиционная пресса (64%), социальные сети (38%), гораздо реже — мессенджеры. Друзей, родственников и знакомых в качестве недостоверных источников не называет почти никто (5%).
Чаще всего недостоверная информация касается политической ситуации и шоу-бизнеса, реже — здравоохранения, ситуации в мире, экономики и финансов.
При этом, подавляющее большинство опрошенных (63%) уверены, что наибольшую опасность представляют фейки, распространяемые через соцсети.
«В современных реалиях фейк-индустрия стала распространённым социальным явлением. Информация, не имеющая юридических или реальных оснований, становится социальным фактом, — говорит ростовский эксперт, руководитель агентства «Социальные коммуникации» Дмитрий Абросимов. – Очень много фейков в политической сфере, и они обычно связаны с итогами выборов. Часто интернет-источники используют термин «фальсификация», не имея на это юридических оснований. Вместе с тем, в массовом сознании населения бездоказательная информация формирует устойчивый образ нечестных выборов. И с этим обязательно нужно бороться, так как под сомнение в итоге ставится легитимность власти. Для государства и общества — это опасно».
Одним из направлений деятельности, которым на Дону занимается Центр управления регионом Ростовской области, стала работа по выявлению недостоверных сведений в медиапространстве.
«Соцсети действительно стали как удобным и быстрым средством общения, так и источником распространения фейков, — отмечает руководитель ростовского ЦУР Юрий Емельянов. – Работать над этой проблемой нужно системно. Мы включились в этот процесс. Как один из примеров, недавно с органами власти отработан фейк о якобы новых выплатах для школьников. Люди должны получать правдивую и полную информацию о жизни в регионе и стране, и вместе с тем, они должны знать, когда их пытаются ввести в заблуждение».