Воспоминания Героя из Егорлыкского района о трагических событиях октября 1941 года

В годовщину самых тяжелых боев Великой Отечественной войны 3-14 октября 1941 года под Вязьмой публикуем воспоминания нашего земляка Тихона Григорьевича Побичаева – бойца 38-й погибшей и забытой Донской краснознаменной стрелковой дивизии имени Микояна, которая принимала участие в Вяземской оборонительной операции

Аудиофайл с воспоминаниями нам передал директор Егорлыкского историко-краеведческого музея, руководитель сводного поискового отряда «Поиск» Д.Н. Санин, который многие годы занимается поиском архивных фактов о 38-й Донской краснознаменной стрелковой дивизии имени Микояна, поскольку в ней служили и погибли в первые же месяцы войны десятки выходцев из Егорлыкского района.

Он предложил опубликовать выдержки из интервью с выжившим бойцом в память обо всех егорлыкских солдатах, сложивших голову на Смоленщине – цитируем: «Наш поисковой отряд совместно с поисковиками Ростовской и Смоленской областей ежегодно ищет бойцов под Вязьмой. В тех боях участвовала 38-я Донская краснознаменная стрелковая дивизия имени Микояна. Она почти полностью сгинула в тех боях. А ведь именно в нее в начале войны были призваны многие жители из нашего района, в том числе и мой дед. Мы ежегодно работаем под Вязьмой и не теряем надежду поднять кого-то из наших, егорлыкских. Поэтому в память обо всех, кто сложил голову под Вязьмой, обязательно нужно напомнить читателям и о Вяземском сражении, а еще точнее – о боях под Ярцево Смоленской области, и о самой Донской стрелковой дивизии.

У меня сохранилась аудиозапись моего разговора с ветераном Великой Отечественной войны, бойцом 38-й Донской дивизии имени Микояна, связистом, уроженцем ст. Егорлыкской Побичаевым Тимофеем Федоровичем.

Когда мы с ним разговаривали, он был уже в очень преклонных годах (92 года) и помнил мало. Но он – участник боев под Ярцево на Смоленщине, и его слова – это свидетельство участника сражений первых месяцев войны, притом на самом сложном участке фронта».

ДИВИЗИЯ СТОЯЛА НАСМЕРТЬ

Это были первые месяцы Великой Отечественной войны. Немец, окрыленный мгновенными победами в Европе, зашел группировкой «Центр» на Смоленщину как в двери, ведущие на Москву, силой в 430 000 человек, 1000 танков, 1500 самолетов, 6600 орудий и миномётов. Авиация Германии беспрерывно висела в небе и постоянно наносила бомбовые удары.

Почему мы говорим об этом направлении? Да потому, что в связи с разгромом Западного фронта 38-ю Донскую стрелковую дивизию перебросили на это направление – в район Рудня, Орша, Смоленск. Части дивизии прибывали разрозненными группами, которые немедленно вводились в бой в ходе Смоленского сражения – обороняли город Ярцево, а перед началом провальной Вяземской операции были переброшены в район Вязьмы и попали в окружение.

Напомним, что в Смоленском сражении немецкие войска, реализуя план операции «Барбаросса», стремились к молниеносному захвату СССР. И там же с этими надеждами на быструю победу они и попрощались.

После Смоленского окружения большая часть группы армий противника «Центр» погрязла в позиционной войне, понеся значительные потери в оборонительных боях. В Ярцево, например, немцев сдерживали на протяжении 81 дня. Город 8 раз переходил из рук в руки в ходе боев.

Бойцы Красной Армии, попавшие в плен в вяземском котле. По разным оценкам, потери в нем составили 380 000 человек убитыми, 600 000 военнослужащих РККА попали в плен

Однако одной из самых серьезных катастроф в период Великой Отечественной войны для Красной Армии стал Вяземский котел. Части группы армий «Центр» прорвали оборону советских войск в районе западнее Вязьмы и окружили силы Западного и Резервного фронтов. Три советских армии – 16-я, 19-я и 20-я – оказались в Вяземском котле. Это целых двадцать дивизий! Одна из них – 38-я Донская стрелковая дивизия. Единственной ниточкой, соединяющей их со своими, стала Соловьёва переправа. Но за ней – Ярцево, в котором уже были немцы, и где так же сражались приданные части 38-й Донской стрелковой дивизии.

Из-за вяземской катастрофы на том направлении РККА потерпела поражение. Но даже это поражение историки оценивают как жертву во имя победы. В самые трудные дни 7-14 октября, когда на пути к Москве не было практически никаких войск, окруженная группировка Красной Армии в Вяземском котле долгое время сковывала вокруг себя войска противника. Ценой собственных жизней в те дни бойцы окупали бесценный ресурс первых месяцев войны – время. Окружённые задержали вермахт на две недели и тем самым спасли Москву.

По воспоминаниям маршала Жукова, в результате активных действий под Вязьмой удалось выиграть время, построить оборону вокруг Москвы и подтянуть свежие резервные войска из Сибири. Среди сотен тысяч тех стоявших насмерть героев – десятки имен егорлыкских рябят, которые навеки остались в смоленских лесах.

ОН ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ…

Уроженец ст. Егорлыкской Побичаев Тимофей Федорович – один из оставшихся в живых солдат «погибшей на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками 38-й стрелковой Донской Краснознамённой Морозовско-Донецкой имени А.И. Микояна дивизии». Да, 38-я Донская стрелковая дивизия была расформирована именно с такой формулировкой (погибшая на фронте) приказом Наркома обороны от 27.12.1941 года.

Наш земляк – один из немногих, кто смог выбраться живым. В составе 48-го Стрелкового полка 38-й Донской стрелковой дивизии он принимал участие в боях за Ярцево в Смоленской области.

Вообще, к началу Вяземской операции дивизия имела численность 9836 человек, оборонялась в районе Ярцево в первом эшелоне 16-й армии. 6 октября 1941 года дивизия была направлена в район Вязьмы для противодействия прорвавшимся группировкам противника. Однако время было упущено, управление 16-й армии успело избежать окружения (вышло в район Вязьмы по приказу командира фронта Конева И.С.), а 38-я стрелковая дивизия попала в группу генерала Ершакова, в которой вела бои с 9 по 12 октября, пытаясь вырваться из окружения. После прекращения организованного сопротивления бойцы и командиры дивизии выходили из окружения отдельными группами.

Группе командира Донской стрелковой дивизии, полковника Кириллова М.Г. выйти из окружения не удалось. На основе военнослужащих дивизии Кириллов сформировал партизанский отряд «Смерть фашизму», а вот группа начальника штаба смогла пробиться к своим войскам. От личного состава дивизии остались считанные бойцы. Ее в конце 1941 года расформировали как погибшую на фронте.

Связист первого батальона 48-го особого стрелкового полка 38-й Донской стрелковой дивизии Побичаев Тимофей Федорович был призван Егорлыкским РВК 14 мая 1941 года в возрасте 35 лет.

«Я попал в первый батальон – первая рота, первый взвод, первое отделение. Да не один я – егорлычан много, – рассказывал Тимофей Федорович. – Когда началась война, нас бросили в Смоленск. Мы всего неделю в обороне были. После Смоленска пошли отступать через Соловьеву переправу и до Ярцева, а в Ярцеве задержались. И там пробыли июль, август, сентябрь, октябрь. Много погибло в Смоленске и в Ярцеве, особенно на вокзале. [За все это время] то он [противник] нас выбьет из Ярцева, то мы его. И вот и ходили туда-сюда. Особенно [тяжелые] бои были за вокзал у Ярцева».

При отступлении на Соловьевой переправе, по воспоминаниям ветерана, его земляк-зенитчик Белогаев со всем расчетом и машиной утонул.

«Если вы будете у Ярцево, – рассказывал ветеран поисковикам, где искать его погибших
однополчан, – там текстильная фабрика большая, и она как раз стоит над этой рекой. Ну, будем говорить, глухая стена. Вот занимали мы оборону. Первая рота. Было 42 человека, когда он [противник] налетел, начал бомбить эту фабрику. А там деревянной забор высочущий, такой большой. И как загорелась эта стена и упала, и там 42 наших солдата остались, догорели. А еще прямо на вокзале, там же перед вокзалом болото, это яма какая-то, и железная дорога проходит. Так мы по эту сторону оборону занимали, а немцы по ту сторону. Вот мы ринемся – всех сюда в болото положат. Он [противник] – сюда, мы – его. И вот там долго, наверное, целый месяц, это шло. Так вот вы и там ищите».

А еще он рассказал о том, что часть дивизии, где были егорлычане, эшелоном перебрасывали в Брянск. Но эшелон на вокзал не прибыл – фашисты его разбомбили. В живых почти никого не осталось:

«Много погибло, егорлыкские почти все там были… в Брянске… В этом эшелоне… А вообще очень много погибло в Ярцеве: Санин, Водолазский… Потом еще из Таганрогского были ребята. Если говорить о станичных – два брата Гриценковых на вокзале погибли, Колесников погиб там, ваши хуторяне там погибли (из х. Украинского – прим ред.). В Ярцеве [в боях] за вокзал много погибло, за город меньше погибло, чем за взятие вокзала…»

Мемориал «Богородицкое поле» на Смоленщине посвящен последним дням существования войск. Он включает в себя братские могилы, где поисковики хоронят найденных бойцов

…Погибшая 38-я Донская стрелковая дивизия многие годы как будто и не существовала вовсе. Возможно, это связано не только с тем, что дивизия полегла почти полностью на Смоленщине, но еще и с тем, что ее командира Кириллова судили, отдали под трибунал и в 1942 году расстреляли. Как оказалось – несправедливо. После войны заключением Главной военной прокуратуры СССР от 19.7.1991 г. он был полностью реабилитирован.


В оборонительной операции Западного и Резервного фронтов в октябре 1941 года наша армия противостояла максимально оснащенной, укомплектованной и вооруженной армии противника. Немецкая группа «Центр» была уверена в победе. Но их план по быстрому захвату СССР (так называемый блицкриг) споткнулся. Историки до сих пор говорят о том, что стратегическое поражение СССР на этом направлении было победой в том, что очень сильно подорвало дух врага.

Немцы ужаснулись, поняв, что советский солдат не бежит с поля боя. Фашист, рядовой Х.-Э. Браун вспоминал:

«И в свете вспышек ракет мы увидели такое, от чего кровь в жилах застыла, – сотни, нет, не сотни, тысячи русских надвигались на наши позиции. Кавалеристы прорывались вперед, зажатые грузовиками и колоннами пехотинцев. Выстрелы, отчетливые команды… монотонная стрельба 20-мм пушек, время от времени перемежавшаяся одиночными выстрелами из 37-мм орудий и грозно-торжественными, словно церковный колокол, ударами 50-мм противотанковых орудий…»

С того момента, по словам Брауна, солдаты утратили чувство времени. «Семь раз атакующих русских разносили в клочья прямо у наших позиций». Но с криками «Ура!» русские волнами продолжали перекатываться через траншеи немцев…

На главном фото: ПОБИЧАЕВ Тимофей Федорович

▶️ Откуда и как появились хутора на егорлыкской земле, всегда интересовало как краеведов, так и просто неравнодушных к своей истории людей. В этом материале мы предлагаем вам погрузиться в увлекательное путешествие по страницам прошлого и узнать, как зарождалась и развивалась хуторская жизнь на егорлыкских землях 👉 zarya-egorlik.ru

▶️ Смотрите фоторепортаж с открытия мемориала исчезнувшим хуторам в ст. Егорлыкской 👉 zarya-egorlik.ru

Поделиться ссылкой:

Метки:
17 октября 2025
Яндекс.Метрика