Справедливый переход к устойчивому образу жизни
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. В 2025 году он проходит под девизом: «Справедливый переход к устойчивому образу жизни». О том, что это значит, рассказала ведущий специалист по торговле, потребительскому рынку и ценообразованию отдела экономического и инвестиционного развития администрации Егорлыкского района О.Н. МОРОЗОВА:
Справедливый переход подразумевает то, что переходный процесс к устойчивому образу жизни должен обеспечить социальную справедливость, должны соблюдаться права человека и его потребности. В связи с этим каждый потребитель должен знать свои основные права.
Право на качество означает, что продавец должен передать потребителю качественный
товар, а исполнитель – качественно выполнить работу (оказать услугу).
Право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п. 1 ст. 7 закона РФ «О защите прав потребителей»).
Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации он должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
Право на возмещение ущерба. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок – сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок.
Это сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В
течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) потребитель может предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков.
Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должен устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает период, в течение которого потребитель может предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.
Если условия договора ущемляют права потребителя – они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
По вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в администрацию Егорлыкского района:
● специалист по защите прав потребителей отдела экономического и инвестиционного развития администрации Егорлыкского района Ольга Николаевна Морозова.
Адрес: 347660, Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Мира, 90, каб. 40; тел./факс: 8 (86370) 22-4-02; время приема: с понедельника по пятницу – с 9:00 до 17:00, перерыв – с 13:00 до 14:00; выходные дни – суббота и воскресенье;
● специалист по защите прав потребителей отдела муниципального хозяйства администрации Егорлыкского района Юлия Николаевна Гончарова.
Адрес: 347660, Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Мира, 90, каб. 43; тел./факс: 8 (86370) 21-5-46; время приема: с понедельника по пятницу – с 9:00 до 17:00, перерыв – с 13:00 до 14:00; выходные дни – суббота и воскресенье.
Источник иллюстрации: romanovka.sarmo.ru
