История Егорлыкского района. Здания
Прогуляйтесь по станице Егорлыкской со смыслом. Возьмите термос с чаем, оденьтесь потеплее – ведь мы вместе отправляемся на историческую прогулку по улице, от которой, как говаривали в Древней Руси, «есть пошла» станица Егорлыкская. Эта улица – Орджоникидзе. Она была частью Кавказского тракта. Вокруг нее и разрасталась Егорлыкская
📌 Первая точка маршрута – Егорлыкская школа №1
Рядом с одной из самых крупных школ нашего района напрягите воображение и представьте, что на этом месте находился Храм. Да-да, точка, где сейчас находится первая школа, была сердцем станицы. Запомните сами, расскажите детям и своим гостям три интересных факта об этом:
1.Большинство старожилов знают только о каменной церкви, которую разрушили в 1936 году. На самом деле, до нее на этом же месте были еще две: церквушка «на столбах… посредственной архитектуры» и затем привезенная из Новочеркасска церковь, которую разобрали по бревнышкам, чтобы собрать в Егорлыкской. Кстати, первую церковь, которая «на столбах», передали в ст. Кагальницкую, когда получили церковь из Новочеркасска.
2. Служебные помещения третьей, каменной, церкви сохранились по сей день: одно из них – школьная столовая, во втором был УПК, а в третьем здании располагается офис Ростелекома.
3. В 1936 году каменная церковь была полностью разрушена. Из ее кирпичей и других строительных материалов и были выстроены начальная школа (она не сохранилась), детский сад «Ромашка» и некоторые другие здания, а во время войны – депо на ж/д-вокзале.
📌 Вторая точка маршрута – здание почты
Это здание на самом деле – лавка купца Александрова. А на втором этаже в нем располагалось одноклассное женское училище. К слову, вот вам четыре факта о том, как вообще началось образование Егорлыкской, которое, между прочим, сегодня по праву может считаться кузницей талантливых учеников. Но так было не всегда:
1.В Егорлыкской озаботились открытием школы значительно позже, чем в других станицах – только через 55 лет после основания.
2. В Егорлыкской не было ни здания, ни денег, чтобы его построить. А потому, когда сотник Чернов пожертвовал одну комнату своего деревянного дома под школу, станичное правление обрадовалось и быстро отчиталось, с облегчением сообщив в Новочеркасск, что училище «состоит из одного класса, разделенного на два отделения». Кстати, местоположение дома сотника Чернова и, соответственно, первой школы, состоящей из одного класса, неизвестно. Но позже, когда количество учеников выросло, занятия стали проходить на втором этажа здания бывшей почты¸ то есть дома купца Александрова.
3. Первые годы училище работало с длительными перебоями. Дело усугублялось отсутствием учебников и каких-либо учебных пособий. А газет и журналов никто не выписывал.
4. Иногородние дети не обучались. Да и в казачьих семьях 76% детей в школу не ходили. Известный всему миру оружейник Токарев Ф.В. вспоминал после окончания 1-го класса, как отец ему сказал: «Походил зиму и будя, ты казак, а не генерал. Больше казаку и не требуется, будешь помогать по хозяйству и в степу».
📌 Третья точка маршрута – здание прокуратуры
Это здание сегодня офисное. Но изначально оно строилось как жилой дом. И принадлежал он атаману Харланову. Здание примечательное, архитектура – эклектичная, планировка – в духе строений высших казачьих чинов. Дом явно больше и масштабнее других жилых построек, даже в современном виде. А в XIX веке он и вовсе казался чуть ли не дворцом.
Еще один дом чиновного казака находится ниже улицы Орджоникидзе – по ул. Мира, в здании УСЗН. Это дом Кадацкова (того самого, благодаря которому появилась станция «Атаман» и через Егорлыкскую протянулась железнодорожная нитка). Он, на самом деле, атаманом был недолго, но в истории станицы сохранился именно как атаман Кадацков. Именно его дом – это часть крыла, в котором находится Управление соцзащиты. Оно затем частично достраивалось. Второе крыло, в котором находится редакция «Зари», – новодел, к казачьим строениям отношения не имеет. Хотя и жаль: здорово было бы находиться в здании, в котором проживала историческая личность.
📌 Четвертая точка маршрута – здание ростелекома
Это здание претерпело наименьшее количество изменений. По нему явно видно – перед нами исторический объект. В нем размещалось Церковно-приходское мужское училище. Оно появилась одновременно со строительством каменной церкви (той самой – третьей по счету, о которой мы рассказали в начале).
Кстати, здание бывшего УПК – это церковно-приходское училище, которое окончил знаменитый оружейник Токарев В.Ф. Позже оно стало женским церковно-приходским училищем, когда его обложили камнем одновременно со строительством каменной церкви на месте первой школы.
📌 Пятая точка маршрута – бывший почтамт
Несмотря на то, что станица создавалась как место отдыха для служивых казаков, в ней долгое время не было толковой и вместительной почтовой станции – помещения для постоя пассажиров, ямщиков и лошадей. Это усугубляло и без того невзгоды путешественников. Потребовалось более 30 лет, чтобы решить эту задачу.
8 декабря 1840 года обученный плотницкому делу казак Яков Шульгин вставил в новый дом сделанные оконные и дверные рамы, получил за свою работу 17 рублей 50 копеек, и в тот же день состоялось открытие Егорлыкского почтового дома. За годы здание претерпело изменения, а сейчас и вовсе обложено кирпичом.
📌 Шестая точка маршрута – бывший телеграф
Спускаемся с Орджоникидзе на ул. Мира и находим старый телеграф в районе здания полиции. Когда-то телеграф был серьезным казачьим офисом. Его построили как здание Атаманского правления в 1898 г. Здесь принимали решения станичные атаманы, сюда приходил в 1918 году Лавр Георгиевич Корнилов, и в том же году у стен этого здания были казнены корниловцами все члены Егорлыкского Ревкома и его актив.
При советской власти здесь последовательно располагались: Дом культуры (20-е – 30-е гг. XX века), Дом пионеров, телеграф.
📌 Финальная точка маршрута – станция «атаман»
Егорлыкский ж/д вокзал, известный многим исключительно как станция «Атаман», строился одновременно с железной дорогой «Великокняжеская- Батайск», притом спустя более 100 лет с момента основания Егорлыкской. Напомним интересные исторические факты об этом:
▪️ изначально существовало два проекта железной дороги. По первому из них ж/д-путь должен был проходить в 40 верстах севернее нашей станицы – по совершено безлюдной степи. Однако наш земляк и единственный представитель Донской области в Комиссии о строительстве новых железных дорог, член Государственной Думы, урядник Кадацкий Иван Федосе-евич, поддерживая в целом строительство Донской железнодорожной линии, поменял ход проекта. Именно он обосновал прохождение железной дороги вблизи станиц Егорлыкской, Мечетинской, Кагальницкой, мотивируя свое решение тем, что здесь проживает население, большая часть которого занимается сельским хозяйством, и появление этой линии даст рост и экономическое развитие станиц, а также быстрое передвижение казаков на военные сборы;
▪️ перед приемкой новой станции ей были сделаны замечания, которые исторически задокументированы. На нашей станции Атаман по результатам осмотра выявили лишнюю грязь и отсутствие видимости некоторых указателей. Например, необходимо было уложить «крытого настила площадью 250 кв. саженей (более 530 кв. м). Также на станции Атаман необходимо было уложить бетонные дорожки от пассажирской платформы до здания станции, так как в дождливую погоду и распутицу пассажирам приходилось ходить по грязи.
Директор Егорлыкского историко-краеведческого музея Д.Н. Санин:
«Многие думают, что ст. Егорлыкская начала расти с железнодорожного посёлка – от станции «Атаман». И в самом деле, как будто все сходится: ведь именно Атаман Матвей Платов ходатайствовал о создании четырёх станиц для отдыха казаков на большом Кавказском тракте. И с его легкой руки царским приказом были созданы четыре станицы – Ольгинская, Кагальницкая, Мечетинская и наша, Егорлыкская. Но это заблуждение – думать, что раз станция называется «Атаман», то она построена первой, и с нее началась станица. Но на самом деле станица Егорлыкская росла не от железнодорожных путей, ведь железнодорожную нитку и станцию «Атаман» построили на 107 лет позже появления Егорлыкской – в 1916 году. Кстати, из-за этого есть еще и нюанс с названием. Вряд ли станцию наименовали в честь Платова – прошел целый век к тому моменту! Есть еще версия, что раз ж/д-ветку построили благодаря егорлыкскому казаку Кадацкову И.Ф., который был некоторое время атаманом, то и название в его честь. Но обе версии, скорее всего, не верны. Тем более Кадацков был атаманом недолго и уже после открытия станции «Атаман» – в 1918 году. А в период открытия и влияния на внесение изменений в проект железной дороги он занимал пост депутата Госдумы. Поэтому вопрос о том, в честь какого атамана все же названа наша станция, остается пока открытым».
Директор Егорлыкского историко-краеведческого музея Д.Н. Санин:
«Многим нравится, что у названия ст. Егорлыкской есть лицо, то есть ее якобы назвали в честь основателя Егора Лыкова. А в реальности все гораздо прозаичнее. В основе всех трех созданных задонских станиц лежали названия рек: Егорлык, Кагальник, Мечетка. Кроме ст. Ольгинской – ее изначально назвали Махинская по острову Махина, на котором она строилась. Поэтому, размышляя о названии нашей станицы, нужно разобраться в том, откуда появилось название реки. А у гидронима «Егорлык» несколько этимологических версий, к Егору Лыкову не имеющих вообще никакого отношения. В какой-то степени почти все верны, поскольку название менялось под влиянием тех языковых конструкций, которые были распространены в то время. На первых известных картах наша река Егорлычок вообще называется Тарлык или Тырлык. Здесь, по мнению историков, которое я считаю верным, вполне вероятны две версии. Первая – в корне слова прослеживается явное тюркское «тырло», что переводится как «место отдыха у реки». Вторая вероятная, если знать, что «тарлык» на тюркском означает «одна из многих узких речек».
Позже на карте появляется другое название у притоков Маныча – Егерлик. Здесь также есть несколько версий. Например, одна из них в том, что название происходит от азербайджанского «егерлик» – кривизна. И именно так утверждает этимологический словарь М.Р. Фасмера. Но в своем исследовании писатель из Приднестровья Виктор Дюкарев, который изучал этимологию гидронима «Егорлык», справедливо отметил, что все притоки Маныча под названием Егорлык не имеют исторически никакого отношения к азербайджанскому языку. Скорее, в их основе лежит татарский, в переводе с которого Егерлик (Егорлык) означает «мощная», «сильная».
Читайте ➡️ Гастрономический «Гид по Егорлыкскому району»
История. Моя малая родина: Егорлыкское сельское поселение