Автобус не едет

В этом заголовке – вся боль жителей района.
Перед вами – размышление редакционного сотрудника, который регулярно оказывается лицом к лицу с раздраженными егорлычанами. Именно газете жители адресуют всю бездну своего возмущения. Сегодня мы попытаемся просто поговорить. Не станем оперировать сложными массивами информации, а, так сказать, наживим предположения. На истину в последней инстанции не претендуем. Но пищу для размышлений предлагаем.

Чего хотят пассажиры?

В редакцию на минувшей неделе поступило сразу несколько звонков от разгневанных читателей – цитируем:

В военный городок обещали автобус по графику, а его нет! Мы что, не такие люди, как за «железкой»?! Там автобус ходит! Не ответите – мы пойдем жаловаться в Законодательное Собрание Ростовской области!»;

Когда это кончится?! На железнодорожном направлении автобуса никогда нет. Раз захотел поехать в больницу, и то не попал. И не надо рассказывать, что у них водителей нет – это не отговорка»;

Сколько можно просить, чтобы на автовокзале был безналичный расчет?! Только завтраками кормят …»

Почему не ходят автобусы в Новороговскую? Малоимущие жители лишены возможности добраться в Егорлыкскую».

Почему на периферию автобусы почти перестали ходить?»

Это главные болевые точки. На самом деле, их гораздо больше, и ситуация иногда заходит в философский тупик. Например, когда жители кричат нам в трубку: «Автобусы должны быть государственными, автовокзал тоже должен быть государственным», «Пусть кто-то другой оказывает эти услуги, раз этот перевозчик не справляется!»…

Что говорит автотранспортное предприятие?

В финале прошлого года мы адресовали все вышеперечисленные вопросы автотранспортному предприятию «ООО «Транс-трест», которое оказывает в нашем районе услуги муниципальных пассажироперевозок.

От его генерального директора В.В. Почивалова получили ответ, который сводился к двум моментам: водителей нет, как появятся – заработают маршруты, а что касается безналичного расчета на автовокзале – вопрос прорабатывается. Все. Водителей, и правда, нет.

Мы изучили вопрос – с этой проблемой столкнулись перевозчики во многих городах и районах региона. А момент с безналичным расчетом, наверное, и в самом деле прорабатывается. Какие у нас основания думать иначе?!

Есть ли ответ на вопрос «Почему?»

Автору этого материала доподлинно известно, насколько затратно вести бизнес в пассажирских перевозках.

Оплата лицензии, ГЛОНАССа, страховки на пассажирский транспорт и на каждого пассажира, ежедневные платные медосмотр, техосмотр водителей и автобусов… Требования к безопасности ужесточаются, цены на топливо и ГСМ растут, страховые взносы увеличиваются.

Не думайте, что я жалею перевозчика – нет, что вы! Я просто трезво смотрю на реальность и понимаю, что все перечисленное делает ценник себестоимости перевозок рискованным, и владелец логично ищет варианты себестоимость уменьшить.

Еще прибавьте сюда тариф на перевозки, который государство долгое время регулировало. В 2022 году тариф сделали нерегулируемым, но не вышло у перевозчиков озолотиться. Ведь до бесконечности ценник не накрутишь, чтобы выйти в уверенный плюс. Все равно рынок так или иначе корректирует этот рост.

Приходится конкурировать, например, с ж/д-перевозками: на электричке на аналогичных маршрутах цена ниже, чем в микроавтобусе. Прибавьте игры с топливом, запчастями, общим ростом цен на все. И вот мы подошли к самому тонкому вопросу – водителям.

Сегодня водитель пассажирского автобуса – это не тот, кто просто может крутить баранку. Нет, там сто и одно требование: по категории, возрасту, опыту работы, трезвости… Притом загруженность на маршрутах высокая.

На минималку с таким перечнем никто не пойдет. Нужна на руки хотя бы приблизительно «мужская зарплата» в сельской местности: от 40 тысяч рублей и выше. Чувствуете величину подвоха?

Монополист без монополии

Давайте сложим два плюс два. Мы имеем транспортное предприятие, которое осуществляет пассажироперевозки по району. Это же самое транспортное предприятие оседлало междугородные маршруты по направлению «Егорлыкская-Ростов». Казалось бы – вот она, монополия. Знай себе – стриги купоны.

А на самом деле? А на самом деле, все сложно. Внутрирайонные маршруты без поддержки государства – убыточные. Притом районные бюджеты такую поддержку просто не осилят. Об этом, кстати, в прошлом году не сказал только ленивый. Сильно подкосил муниципальные пассажироперевозки и переход проездной льготы на денежный эквивалент.

Теперь, когда льготникам напрямую дают ограниченную сумму на проезд, спрос на поездки от этой категории пассажиров резко сократился. А между тем именно они и являются основной долей тех, кто пользовался муниципальным транспортом, а также активно ездил по межгороду.

Сами посудите: раньше льготники не были ограничены суммой и могли ездить сколько угодно раз, а бюджет компенсировал стоимость их билета перевозчику напрямую. Сейчас льготный пассажир получает деньги на руки и больше не рассматривает их как абстрактную возможность много ездить.

Сумма, во-первых, не так уж и велика (чуть больше тысячи рублей). а во-вторых, реальным деньгам можно найти лучшее применение, чем поездки. Такова природа потребителя. Прибавьте сюда в целом крошечный и нестабильный пассажиропоток на муниципальных маршрутах, когда утром внутри станицы может быть относительно полный автобус, а в остальные часы – пустой. Про периферию и говорить нечего – пассажиры сами соглашаются, что часто в автобусе едет пара человек.

Что получите на выходе? Правильно – все вышеперечисленные вопросы и невозможность дать такие ответы, которые хотят пассажиры. Потому что перевозчик занят жонглированием, чтобы остаться с прибылью, водители хотят адекватной зарплаты, пассажиры стараются экономить, бюджеты всех уровней нацелены на эффективность.

Все эти позиции, на скромный взгляд автора, кардинально противоречат друг другу. А если копнуть глубже, то противоречия станут еще явственнее. Масса более сложных фактов и причин приведут в ту же точку, в которой мы сейчас находимся.

Отрасль муниципальных пассажироперевозок явно зашла в тупик. И очевидно, ей требуется перезагрузка. Как это произойдет – увидим.

Источник иллюстрации kchetverg.ru

Поделиться ссылкой:

Метки:
08 февраля 2024
Яндекс.Метрика