Исповедь дочери о материнской любви

«Чти отца твоего и мать, и будет тебе благо, и будешь долговечен на Земле».

Евангелие (5-я заповедь)

Знакомая до боли всем история. Разговариваю с мамой. Она постоянно переспрашивает. Говорю нарочито громко, по слогам. Она отвечает: «Что ты на меня кричишь! Я не глухая». Рассказывая о своём детстве и юности, мама демонстрирует феноменальную память на имена, события и даты. А вот вспомнить, посолила ли она суп, выпила ли таблетки, перекрыла ли газовый или водопроводный кран, она не может. Как следствие – сгоревшие кастрюли и чайники. Начинаю напоминать, на что у мамы тут же готов ответ: «Вот подожди, доживёшь до восьмидесяти лет! Я на тебя посмотрю, как ты будешь помнить».

Многие, думаю, узнали себя и свою стареющую маму с опухшими синими ногами, с постоянными одними и теми же вопросами и одними и теми же ответами на них, ворчащую и обижающуюся. Как трудно понять и осознать, что ноги её не поднимаются, а руки не слушаются.

А вот по свидетельству её старых подруг, в послевоенном сельском клубе на танцах под гармошку моей маме не было равных. Никто не сумел перекружить её в вальсах. Старшее поколение, сидевшее на лавках у стен зала, спрашивали друг у друга: «Чья ж цэ дивчина так гарно танцюе?». «Так цэ ж Иван Тимохвеича Боски, шо в певчи ходэ, младша дочка. Последушек йихний», – отвечали им знающие. А один юноша, набивавшийся ей в женихи, однажды смущённо заметил: «Слушай, у тебя фигура, как скульптором слеплена, – не придерёшься».

Родилась мама после войны, её матери было сорок пять лет, а отцу – пятьдесят два года. Таких детей на Руси называли последушками. Несложно догадаться, что сделает со своим ребёнком сорокапятилетняя женщина, узнав о своей беременности в наши дни. Страшно
подумать, что было бы с нами, если бы моя бабушка в послевоенной разрухе и бедности избавилась от ребёнка, лишив возможности увидеть белый свет меня, моего брата и троих наших детей.

Моя мама с четырнадцати лет после окончания семилетки ходила за семь километров на работу – на птицеферму. Летом – на велосипеде, а зимой – пешком. Туда – сумка с продуктами на целый день, а назад – оклунок с зерном. Потом работала дояркой. Руками доила коров, одна группа – двадцать три коровы. Потом мама работала нянечкой в детском саду. Всю молодость мои родители жили в домах без всяких удобств. Нужно было наколоть дров, набить угля, растопить печь, наносить воды из колодца. Потолки и стены дома мама белила сама ежегодно к седьмому ноября или Пасхе. А на кухне, где коптила печь, и дважды в год.

Попав в райцентр или город, не себе, а своим детям мама старалась купить одежду и обувь, которой «днём с огнём» невозможно было найти на прилавках магазинов. Ухаживала за лежащими в постели родителями, умудряясь при этом кормить всю семью, вести хозяйство и обрабатывать огород. Сколько бессонных ночей провела мама, проводив сына в армию в самый разгар кровопролитной чеченской войны, знает только она. Сколько хлопот, забот и тревог стоило выдать замуж дочь, женить сына.

В зрелые годы мама кухарила на свадьбах и проводах у детей всех своих подруг, чтобы если что, то на свадьбу её дочери сбежались кухарки, притащили с собой рулоны клеёнки, гранёные стаканы, тарелки и ложки, да ещё самодельные плакаты, старательно написанные местным художником: «Совет да любовь», «С милым рай и в шалаше», «Ну-ка, тёща, не юли – купи зятю Жигули!»

Как обидно слышать от мамы слова: «А ещё богомольная, в церковь ходишь. Пускай люди послушают, как ты с матерью разговариваешь». Страшно и больно, когда родители тебя обвиняют в том, что ты никогда не говорил и не делал. Как сказал один мой старый друг детства: «Мамка из-под меня какашки выгребала и выстирывала, а я – неблагодарный негодяй – теперь на неё злюсь, упрекаю и кричу. Не могу сдержаться». Думаю, что многие узнали себя в этих словах. Невыносимо трудно выдержать, не сорваться, не реагировать, стерпеть и смолчать. Видеть то, на что приходится смотреть, слышать то, что приходится слушать. Проблема стара, как мир. Недаром наш народ сочинил пословицу «На земле есть две самые тяжёлые работы. Богу молиться – кровь проливать да стариков досматривать». Так уж повелось, что перед чужими людьми мы стараемся быть хорошими, подбираем слова, только бы их ничем не обидеть. Зато, не задумываясь, не стесняясь в выражениях, смело обижаем самых близких – маму и папу, жену и мужа, дочь и сына.

Истинное величие человека проявляется не в том, сколько у него власти, силы, достижений или денег, а в способности прощать, проявлять милосердие, заботиться о тех, кто слабее.

Простите нас, наши стареющие мамы!!! Как жаль, что уходит поколение людей, которые умели краснеть за свои поступки и поступки других, смущаться, стесняться своей неловкости, бежать сломя голову на помощь попавшим в беду, не думая о выгодах и
почестях. Они были старательны и добросовестны даже тогда, когда приходилось выполнять непочётную малооплачиваемую работу. Это поколение военных и послевоенных детей.

«Поставьте памятник Деревне на Красной Площади в Москве». И пусть он будет не в виде серпа и молота, снопов пшеницы или деревянной избы. Пусть это будет деревенская женщина – селянка, хуторянка, станичница. Не ходила она на каблучках, не носила вечерние платья, не отдыхала на курортах. Её обувью были тапочки, галоши и резиновые сапоги, а одеждой – ситцевые платья, халаты и «кухвайки». Именно на таких женщинах всегда держалась Россия. Это они кормили страну хлебом и рожали воинов для её защиты. Такого внимания они достойны не только потому, что рабочий день наших мам и бабушек начинался в четыре часа утра и заканчивался глубоко за полночь, а потому ещё, что, работая не покладая рук, они умудрялись рожать, кормить, растить детей и воспитывали их больше примером своей жизни, чем книжными нравоучениями педагогов и психологов. Жизненный опыт подсказывает, что сельские дети трудолюбивы, добросовестны и добры.

PS: Кстати, тот паренёк из сельского клуба, что сравнил фигуру моей будущей мамы с произведением искусного мастера-скульптора, всё-таки добился своего: он женился на ней ровно пятьдесят семь лет назад. Теперь это наше семейное предание. А браки людей, которые знают друг друга с детства, долговечны. Это на заметку современным девочкам, которые думают, что нарощенными огромными ногтями, татуировкой на руках и ногах, пирсингом в носу и бровях они привлекут внимание красивого и богатого жениха и будут с ним счастливы. Дорогие девочки, лучшее украшение девушки и женщины – это скромность!

Мария К., ст. Егорлыкская

Фото для иллюстрации создано с помощью «Шедеврум»


▶️ «МАТЬ»: РАССКАЗ-БЫЛЬ, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В ГАЗЕТЕ «ЗАРЯ» В 1979 ГОДУ

▶️ ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ

Поделиться ссылкой:

Метки:
21 октября 2025
Яндекс.Метрика