Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени

Как Библия отличается от художественной литературы, так и профессия Учителя выделяется на фоне всех других профессий. Потому что Учитель работает с душой ребёнка – воспитанника, ученика, студента – будущего Человека

Когда простой обыватель, не являющийся ни писателем, ни поэтом, ни журналистом, берётся за перо? Что заставляет простого человека доверить свои сокровенные мысли чистому листу бумаги? Наверное, надежда, что он будет услышан людьми, понят обществом и то, что всколыхнуло его сердце, взволнует и сердца многих.

Совсем недавно моя старинная подруга (её зовут Светлана) поделилась со мной своими воспоминаниями: «В начальной школе в моем детстве было три основных предмета – чтение, русский язык и математика. Очень часто вместо остальных мы ходили в походы». И это несмотря на то, что всё детство её прошло на крайнем Севере.

Я тоже вспомнила, что нас в детстве довольно часто водили в походы. А ведь если разобраться, поход – это что-то среднее арифметическое между ОБЖ, физкультурой, природоведением, биологией и географией. Да ещё приплюсуйте сюда «региональный компонент», так как в походе изучается и воспевается малая родина. Там мы видели своих учителей не как всегда – с указкой у доски, а совершенно в ином ракурсе. Мы понимали, что они тоже люди: едят, умеют испечь картошку в золе, сварить уху в котелке над костром. И не беда, если кто-то из детей натёр мозоль, порезался или поцарапал руку – ему тут же прикладывали лист подорожника и бинтовали куском любой ткани.

Мы узнавали, что учителя умеют остро шутить, задорно смеяться, знают тысячи пословиц, крылатых фраз и поговорок и применяют их точно «не в бровь, а в глаз». Например, «Зри в корень», «Глаза боятся – а руки делают», «Любишь кататься – люби и саночки возить» и
великое множество других.

Учитель – уникальная личность! То, что мы с детства услышали из его уст однажды, запоминается на всю жизнь и применяется потом всегда по нашему усмотрению. Недаром говорят, что результаты работы учителя будут видны только на десятилетия вперёд. Эти плоды зреют долго. Как нейрохирург исправляет погрешности мозга человека, как хирург складывает поломанные кости, как терапевт лечит горло, желудок и печень, так учитель исправляет душу ребёнка. Только делает он это не с помощью скальпеля, таблеток и микстур, а словом, взглядом, улыбкой, жестами, тем, как он может держать удар, сдерживает свой гнев, ярость, не показывает разочарования в своём ученике.

Учитель не только исправляет красными чернилами многочисленные ошибки в диктантах и сочинениях, не только выводит «жирные» пятёрки и «хилые» тройки в дневниках – он оставляет неизгладимый след в судьбе каждого маленького человека и подростка, которых жизнь доверила ему и отдала в его заботливые руки.

Учителя шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия оставались после уроков и «вытягивали за уши» двоечников, бесплатно учили с ними таблицу умножения, падежи и склонения, готовились к праздникам, сочиняли стихи и пели песни, рисовали плакаты и стенгазеты, шили костюмы, вырезали декорации из старых картонных коробок. Многие из нас, их учеников, сделали работу с детьми делом всей своей жизни. В детстве мы мечтали стать такими, как наши учителя, потому что перед глазами у нас был пример самоотверженного служения людям.

Они не учили нас, как стать успешными, позитивными, продуманными и состоятельными людьми. Нет! Они просто могли быстро среагировать на самую сложную ситуацию в классе, ответить на каверзный, неудобный вопрос, поддержать унывающего, поговорить по душам, вселить надежду на лучшее. Их не учили психоанализу, за плечами у каждого из них было педагогическое училище и прожитая жизнь с её радостями и горестями, взлётами и падениями. Ненавязчиво делились они с нами своим драгоценным опытом жизни. Их простое человеческое счастье было в том, что они больше общались с детьми, а не занимались бесконечным бумагооборотом.

Не понаслышке знаю, сколько приходится сейчас учителям и воспитателям писать рабочих программ, планов занятий, конспектов уроков, отчётов, сценариев, диагностик обученности и воспитанности, проектов, акций и других никому ненужных бумажек, на которые тратится бесценное время, краска картриджей, зрение, нервы и здоровье. Всё это учителям приходится делать ночью! Нововведения, обязательные фото- и видеоотчёты, показ роликов с занятиями и уроками в сети интернет не сделали наших детей ни умнее, ни добрее, ни воспитаннее.

За инновационными технологиями, презентабельными выставками и отчётами мы забыли о душах детей. Ведь учитель – это носитель нравственного начала, проповедник Истины, Добра и Красоты. Дети тонко чувствуют фальшь, показуху, несправедливость и будут транслировать это в своей жизни. Если не верите мне, то прогуляйтесь по станице, особенно в вечернее время в районе парка, по пер. Грицика и ул. Ленина с бульварными дорожками и лавочками. Я уверяю вас, вы услышите отборную матерную брань с «трёхэтажный дом» буквально на каждой лавочке. И говорят это не больные алкоголизмом или наркоманией, не заключённые колоний строгого режима. Говорят всё это наши дети и внуки с семи до семнадцати лет.

Я знаю, как много делают сейчас учителя и воспитатели для своих учеников, сколько труда, нервов, личного времени они отдают детям, готовятся по ночам к урокам и занятиям. Зачем же их нагружают лишними, никому не нужными отчетами, обязуют выставлять фото- и видеоматериал на платформы всех мыслимых и немыслимых площадок?! Ведь от этого зависит их заработная плата. Кому это нужно?! Но точно не нашим детям!

Я не предлагаю отменить планирование вообще и отказаться от информационных технологий и инноваций. Я предлагаю остановиться, задуматься, определить границы и меру. Я не за то, чтобы вместо уроков физкультуры, труда, рисования и музыки всегда водить детей в походы. Я хотела сказать, что учитель как личность раскрывается в повседневной обыденной жизни больше, чем на уроках в школе.

PS: Отдаю себе отчёт, что мнение автора публикации не совпадает с мнением Министерства образования Российской Федерации. Несмотря ни на что, желаю всем
коллегам творческого вдохновения, радости от общения с детьми, здоровья, новых побед и свершений!

Мария К., станица Егорлыкская

Поделиться ссылкой:

Метки:
05 октября 2025
Яндекс.Метрика