«Житейские истории» о босоногом детстве
Сегодня в нашем проекте «Житейские истории» – зарисовка о босоногом детстве от нашего постоянного читателя
Лучший ЗОЖ из прошлого
Я ровесник года Победы в Великой Отечественной войне. Когда перешагнешь 80-летний «рубеж», все чаще кажется: как быстро пролетела жизнь. Потом начинаешь вспоминать эпизоды жизни, осознаешь, что именно детские и юношеские годы больше всего «врезались» в память.
Мы, послевоенные дети, тогда и не замечали, что жили бедно, одежонка на нас была скудная, по-домашнему ходили в заплатанной одежде, а на выход, на люди, берегли лучшее – новое.
С наступлением весны мы, 7-8-летние дети, бегали босиком до самой осени, не замечая под собой ни колючек, ни ссадин на ногах. Главным развлечением в весенне-летний период для нас была речка, где мы проводили в жаркие дни свойтдосуг. У нас, пацанов, сложилась традиция: кто первый по весне откроет сезон купания в реке, тот «герой». Бывало, в теплые апрельские дни мы, как правило, в домашних трусах уже пробуем температуру воды, ныряятбомбочкой с обрыва. Потом быстро выскакивали изьреки, цокотя зубами, с «гусиной кожей» и быстро разводили костер. Вечером держали ответ перед родителями за проделанное «геройство», так как в итоге кто-то из нас начинал кашлять, кто-то соплями обзаводился, а это было всего-навсего обыкновенное ОРЗ.
Нас родители начинали «лечить» – кого ремнем, кого веревкой, сплетенной жгутом. После такого «лечения» нам давали какой-то универсальный лечебный желтый порошок от всех болезней, который почему-то называли хиной.
Шли дни и годы, мы взрослели, начали переплывать речку на другой берег. В камышах ловили раков, разводили на берегу костры и тут же жарили этих раков, после чего трапезничали. По прошествии лет думаешь, как же мы без всяких мер гигиены поглощали этих раков? Как терпели наши животы такой полуфабрикат?
Бывало, в жаркие дни лета недалеко от нас так же купались девочки разных возрастов, но, в основном, наши ровесницы. Мы тайно подныривали под них в воде, а потом хохотали, наблюдая, как девчата с писком выскакивали на берег и в знак «благодарности» бросали в
нас куски береговой грязи. Бывало, днями всей гурьбой пропадали на речке, а появляясь вечером дома, были черными то ли от загара, то ли от грязи.
Годам к 13-16-ти мы начинали во время летних каникул работать на полевых станах: разгружать зерно с машин, пришедших от комбайнов, или загружать на элеватор. Ах, каким тогда казался вкусным борщ в столовой бригады и не только, да всего и не опишешь!
В 60-е годы зимы были снежные и морозные. При первом выпавшем снеге мы всей уличной гурьбой лепили снежную бабу, делились на две команды и дрались, натирая снежками друг друга. Когда река становилась общим катком, мы в свободное от учебы время привязывали к сапогам коньки, брали клюшки собственного изготовления, выходили на реку играть в хоккей.
Бывало, приходишь вечером домой с «ледового побоища» уставший, ноги гудят, майка прилипает к спине, в кирзовых сапогах снег уже растаял, но зато аппетит зверский, а сон
богатырский. А назавтра опять в школу за три километра.
Помнится, еще в школьные годы у меня была непонятная страсть к охоте. Мы часто со школьным дружком просились к мужикам-охотникам, чтобы они нас взяли на охоту в качестве загонщиков. После удачной охоты кое-когда нам давали стрельнуть из ружья. Сколько у нас было радости и эмоций, разговоров, когда мы возвращались домой уставшими.
Будучи уже взрослым, я узнал, что во мне кипит охотничья кровь, данная мне по линии отца, деда, живших в Краснодарском крае. Так эта страсть преследовала меня всю оставшуюся жизнь. Расстояние, которое я прошел по полям, лесам, речкам с ружьем наперевес, не поддается никакому подсчету. Что такое охота? Это чистый воздух, равномерное ритмичное дыхание и биение сердца, это положительные эмоции, мокрая от пота спина. Это обед на привале с единомышленниками за рюмкой легкого спиртного, это дружеские беседы…
Жаль, что поколение наших внуков не сможет слышать «переговоры» перепелов в поле, песни жаворонков в утреннем небе, щебетание ласточек, где под карнизом крыш они лепили себе гнезда. А куда подевались симметричные клины перелетных диких гусей и уток, летящих осенью с севера на юг, а весной наоборот?! А кто сейчас увидит осенью многотысячные тучи перелетных скворцов?!
Не буду рассуждать, кто в этом виноват и почему так получается – это уже совсем другая тема. А вот окунуться в воспоминания, думаю, каждый захочет, ведь то детство, о котором я рассказал, было у многих. И это счастье…
В.П. ГАЙДУК, ст. Егорлыкская
Источник фото: stihi.ru (фото для иллюстрации)
