Не нравится бороться за ценник в супермаркете? А надо
Размышление о том, что храбрость по нынешним временам нужна в самых неожиданных местах – например, у кассы супермаркета
Цены растут, что заставляет экономить даже самых расточительных. Но на этом пути потребительской изворотливости в полный рост становится намеренная или просто от халатности политика супермаркетов. О чем речь? О самом насущном – о ценниках, которые оптимистично подмигивают нам скидками, а потом на кассе подвергают позору. Все ведь знают то самое чувство, когда нужно доказывать нетолерантному продавцу, что это не ты слепой, а мерчендайзер нерасторопный, и стоимость на ценнике указана гораздо более приятная, чем та, которую уже пробил кассир с выражением покер-фейс на лице?!
Скажите, сколько раз вам приходилось кипеть негодованием, но смиряться с мнением менеджера, когда он с плохо скрываемым превосходством объясняет наличие красного ценника на товаре, проданном вам на кассе по полной стоимости, чистой случайностью? Кто смог в этот момент побороть внезапный психологический дискомфорт от осознания, что очередь торопится, и справиться с устойчивой мыслью, что эта же очередь дышит в спину с осязаемым душком презрения, мол, за копейки воюешь, приличных людей задерживаешь? Если такие и есть, то, обычно, во второй раз они в реку борьбы с кассиром еще долго не входят.
А между тем, право на покупку товара по указанной в магазине стоимости закреплено в законе. В 1 пункте статьи 10 закона «О защите прав потребителей» сказано следующее: «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 той же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации.
А это значит буквально следующее: свои организационные проблемы магазин по закону не имеет право перекладывать на плечи покупателя. Нужно понимать, что аргумент «не успели заменить ценники, убрать акционные предложения, перепутали и так далее» – это все способ вызвать сочувствие, которое позволит магазину ни за что не отвечать. И даже не предлагать компенсаций – за свой неконфликтный характер и эмпатию вы же собственным рублем и заплатите. Вам не кажется, что этого многовато?
Но что же делать, чтобы не выглядеть борцом с ветряными мельницами?
ПЕРВОЕ – помните, что закон исключительно на стороне покупателя.
ВТОРОЕ – если на ваше справедливое возмущение следует завуалированный или не очень отказ:
– требуйте Книгу жалоб и предложений и там оставляйте свою претензию;
– предупреждайте, что сделаете фото ценника и чека и направите все эти документы в Роспотребнадзор, сопроводив их письменной претензией.
ТРЕТЬЕ (и самое важное) – не отказывайтесь от борьбы. Закон о правах потребителя не работает без потребителя. Если потребитель регулярно сносит обман (намеренный или не намеренный) от продавца, то продавец без обратной связи никогда не станет работать лучше.
А потому обращаемся ко всем покупателям, которые оказываются в одной очереди с человеком, отстаивающим свое право приобрести товар по указанной стоимости в ценнике, а не по той, которую пробивают на кассе, – Не раздражайтесь! Знайте, что этот смельчак борется и за ваши права тоже. Сколько бы копеек он не оспаривал, но именно такое отстаивание – всегда прецедент. А чем больше накопится прецедентов у злоупотребляющего магазина, тем больше шансов на то, что политика в торговом зале изменится. Поверьте, это тот самый случай, когда количество жалоб рано или поздно трансформируется в качество предложения.
- А напоследок – бонус-предупреждение. Он касается тех покупателей, которые не запоминают цену, но ориентируются по цвету ценника. Так вот многие торговые сети поняли, что товары без скидки игнорируются. И активировали новый (и довольно подлый, на наш взгляд) маркетинговый ход: теперь привычные красные или желтые ценники могут быть на товарах БЕЗ СКИДОК. Будьте внимательны и не попадайтесь на эту уловку.
Юлия Баган
Ссылка на изображение: https://primamedia.gcdn.co/f/big/678/677695.jpg?bb742a212a47676908282b15cd85e047