Никогда не говори «никогда», или Обыкновенная Настя

В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их. По сему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Евангелие от Марка 10 глава 6-9 стих

У каждой супружеской пары есть своя история любви. Одни были одноклассниками, даже сидели за одной партой, другие познакомились случайно, потому что купили билеты на соседние места в автобусе, в поезде, в самолёте. Кто-то рядом жил, работал, отдыхал, но, думаю, главное у всех этих историй – это не начало любви, а ее продолжение в этой жизни и в вечности. Ведь самое главное – её нужно сохранить, как драгоценный дар, и пронести сквозь года, бури и грозы, проблемы, разочарования, тревоги, которые неминуемо встречаются в жизни каждой семьи. Об одной такой удивительной (а главное – реальной!) истории любви хотелось бы рассказать в напутствие и назидание молодым будущим супругам.

День 1 мая 1972 года выдался тёплым и солнечным. Александр учился в строительном институте и, чтобы не обременять престарелых родителей, подрабатывал. Этот долгожданный выходной он планировал посвятить подготовке к экзаменам. Поэтому, позавтракав яичницей на скорую руку, с утра засел за книги и конспекты. Очень скоро проснулось и пришло в движение всё общежительское сообщество. Пришлось перенести
свои учебники и чертежи в учебную комнату: там было тише. Но и тут его нашли. Сосед по комнате Сергей умоляюще прокричал с порога:

«Сашка, выручай! Позарез нужно три рубля. Знаю, только ты можешь мне помочь. У других я уже спросил – ни у кого нет».

Саша вопросительно поднял брови и плечи: «Что за срочность?».

«Да тут такое дело, понимаешь, – начал свой сбивчивый рассказ Сергей, – мы с Галей позавчера повздорили. Ну и в сердцах наговорили друг другу разных обидных слов и потом переживали, мучились. Как тебе это объяснить? Я, болван, был так расстроен, что от досады сдал последние три рубля на гулянку. Наши ребята собрались ехать на Сельмаш, в очень хорошую компанию, и меня пригласили, продукты уже закуплены, деньги потрачены. А вчера мы с Галей помирились. Послушай, у тебя есть два варианта: или просто займи мне эти три рубля, или поезжай вместо меня, а деньги верни мне сейчас. Подумай сам, не могу же я идти на свидание к любимой девушке без копейки в кармане. На днях стипендия, я всё тебе верну».

Саша возвратился в свою комнату, достал деньги и протянул их Сергею: «Держи, Ромео, я никуда не поеду, потому что никогда не хожу в чужие компании. Это мой принцип. А ты впредь будь умнее, не ссорься с любимой девушкой по пустякам, иначе разоришься».

Сергей обрадовался: «Спасибо, друг! Я знал, что ты выручишь, не оставишь меня в беде. Но на всякий случай – помни: наши отъезжают в одиннадцать часов, если передумаешь, поезжай с ними, не пожалеешь»!

Саша вернулся в учебку и с головой ушёл в сопромат, нужно еще многое успеть прочитать. О случившемся он совсем было забыл. Да вот беда – ребята перед отъездом нарядные, с тортом в большой картонной коробке, с пакетами заглянули и сказали: «Сергей просил тебе напомнить, если что, мы ждём тебя на остановке».

Саша начал было читать. Разные мысли роились у него в голове. В душе появилось какое-то смятение. Счёт пошёл на минуты. Саша, не понимая сам почему, быстро сгреб свои учебники под мышку. В одно мгновение переоделся в чистую рубашку и брюки и что есть духу побежал на остановку.

В висках стучало: «Если не успею – значит не судьба».

Когда он подбежал к остановке, автобус уже отъезжал и всё больше и больше набирал скорость. Саша помчался вдогонку: «Ах, досада, немного не успел». Но, к счастью, в заднее окно его увидел кто-то из знакомых ребят и крикнул водителю: «Командир, притормози, мы тут своего потеряли!»

Автобус на мгновение остановился, задняя дверь распахнулась, Саша на всех парах влетел на две ступеньки вверх, дверь с грохотом захлопнулась, и автобус продолжил свой привычный маршрут. Ехать предстояло далеко. У всех было хорошее настроение, в предчувствии праздника каждый думал о своём.

К Саше подсел Генка, студент из параллельной группы, и сказал: «Хочу тебя предупредить кое о чём. Ты в нашей компании новенький. Там будет много хороших девчонок, все они незамужние. Выбирай любую, но знай: Настя – такая маленькая, светленькая, будет моей. На неё не заглядывайся».

На что Саша тут же ответил: «Не бойся, это мне не грозит. Я никогда не буду встречаться с городской. Эти девчонки думают только о моде, причёсках, ногтях и всякой другой ерунде. Они понятия не имеют, как вести хозяйство, обрабатывать огород, делать заготовки на зиму. Я хочу, чтобы моя будущая жена была хорошей хозяйкой, чтобы всё умела». На том и порешили.

Молодёжная компания, в которую случайно и так молниеносно влился Александр, была действительно очень хорошей. Кто-то был студентом, кто-то уже работал, семейных среди них не было.

Когда все заготовленные продукты были съедены, тосты произнесены, вино выпито, пришло время для танцев. На «Радиоле» ставили чёрные виниловые пластинки и танцевали.

Когда Саша остался один на один со своим одногруппником Владимиром на кухне, куда относили посуду с праздничного стола, тот шепнул ему на ухо: «Сашка, ты у нас новенький, хочу тебя предупредить кое о чём. Сейчас будут танцы. Знай, что Настя будет моей, все медленные танцевать с нею буду только я. Договорились?»

«Договорились», – ответил Саша. А про себя в уме почему-то добавил: «И что вы в ней нашли? Обыкновенная девчонка. Чем она вам всем так понравилась?»

Как бы отвечая на его немой вопрос, Владимир добавил: «Ты её ещё совершенно не знаешь. Она необыкновенная».

Саша сдержал своё обещание. В тот вечер он перетанцевал со всеми девушками, кроме Насти, и даже ни разу не заговорил и не прикоснулся к ней. Было очень весело.

Когда Ободзинский пел свои знаменитые «Эти глаза напротив» раз десять подряд, это слышала вся пятиэтажка и её просторный двор. Но всё хорошее когда-то заканчивается. Скоро должны были вернуться с дачи родители девушки – хозяйки квартиры. Началась уборка, мытьё посуды, расстановка мебели на свои места.

Саша, увидев, что Настя собралась с подругой выносить пакеты с мусором, тут же подхватил коробки, бутылки и вызвался помочь отнести всё к мусорным бакам. В мыслях пронеслось: «Праздник окончен. Я выполнил все свои обязательства и теперь свободен от них. Ведь у Насти тоже есть право выбора».

На улице, оставшись на минутку наедине с девушкой, он, понимая, что краснеет, смущенно проговорил: «Настя, я никогда в жизни не ездил на поезде, но знаю, что здесь неподалёку есть парк Островского. Когда я уезжаю домой с автовокзала, в окно автобуса вижу маленький паровоз с вагончиками. Вот, не поверишь, сколько учусь в Ростове, всё мечтаю на нем прокатиться. Слышал, что эта детская железная дорога единственная в Союзе. Да вот времени как-то не хватало. Я приглашаю тебя. Покажи, где там билеты продаются на этот поезд».

Настя посмотрела на Сашу снизу вверх своими большими серыми глазами, смущённо улыбнулась и сказала: «Жди меня здесь, я только сумочку свою возьму».

В этот теплый первомайский вечер они объехали парк Островского на самом настоящем паровозе с вагончиками. Саша не узнавал сам себя. Откуда только у него взялся этот дар красноречия. Он рассказал Насте, что его любимая станица Егорлыкская – самая красивая и большая по численности населения станица в Ростовской области. Рассказал о своих родителях, братьях, сёстрах, о любимой школе номер один, об одноклассниках.

Настя всё слушала с нескрываемым интересом, иногда удивлялась, улыбалась и думала о
чем-то своём. В вагончике вместе с ними ехали мамы с детьми, которые на своём детском наречии комментировали все увиденное ими из окна поезда.

Свой рассказ Саша подытожил тем, что хочет, чтобы в его семье было много детей.

Когда они потом гуляли по аллеям парка, Настя в свою очередь рассказала, что она коренная ростовчанка, единственная дочь своих родителей, что тоже очень любит свой город и не мыслит жизни без него. На том они и расстались в этот вечер.

Проводив Настю к двери её дома, поздним вечером Саша вернулся к себе в общежитие. На вопросы ребят: «Куда ты пропал? Мы тебя везде искали», он ответил: «На поезде катался. Это была моя детская мечта». А про себя добавил: «А Настя-то будет моей».

Следующая неделя прошла, как и все предыдущие. Днем Саша ходил на занятия в институт, вечером – на свою работу. Всё бы так и было по-старому, привычно, незыблемо. Но появилось одно «но».

В жизнь Саши ворвались новые мысли, ощущения и воспоминания. Перед его мысленным взором стояли большие серые глаза, глядевшие на него снизу вверх, скромная, еле уловимая улыбка, удивлённо взметнувшиеся брови, тихий кроткий взгляд. Саша ощутимо переживал всё увиденное и услышанное. Он признался себе, что все движения этой девушки очаровали его своей скромностью и простотой.

Вот Настя расстилает скатерть, ставит посуду, распахивает настежь окно, разговаривает с подругами. В её словах и движениях нет ничего неестественного, жеманного, показушного. Эти целомудрие и скромность завораживают. Да тут ещё эти завитки на её шее не давали Саше покоя.

Настя собирала свои длинные светло-русые волосы в тугой хвост на затылке, некоторые волосинки непослушно выпадали из хвоста и собирались в маленькие лёгкие локоны. Когда Настя поворачивала голову, они как бы вздрагивали и приподнимались в порыве, как будто кто-то на них дул. С мыслями об этих непослушных завитках, добрых серых глазах Саша начинал и заканчивал свой день.

Пережив эту неделю, в субботу вечером Саша купил у старушки около подземного перехода пять тюльпанов и отправился знакомым уже маршрутом. Когда он позвонил в дверь Настиной квартиры, открыла мама Надежда Ивановна. «Здравствуйте, можно позвать Настю?» – смущённо проговорил Саша.

«А Вы, собственно, кто такой будете?» – с удивлением спросила мама.

«А я… Я Ваш будущий зять – Александр», – осмелев, проговорил Саша. И тут же, пока мама не опомнилась, вручил ей в руки пять красных тюльпанов, добавив: «Это Вам за дочку».

Ровно через шесть месяцев, в начале ноября 1972 года, Саша и Настя поженились. После регистрации брака в ЗАГСе города Ростова-на-Дону молодожёны приехали в станицу Егорлыкскую. Для свадьбы из небольшого домика Сашиных родителей под навес была вынесена мебель, чтобы все гости поместились в тёплых комнатах.

Счастливой Насте в подвенечном платье, с белоснежной фатой, со светло-русыми непослушными завитками, которые то и дело выбивались из её прически, восхищая молодого жениха, предстояло знакомство с многочисленными родственниками, с домом, хозяйством и огородом.

Коренная ростовчанка лёгким движением руки с обручальным колечком превратилась в егорлычанку и, как молодая яблонька, пустила здесь корни, ветви, цветы и плоды. Анастасия стала многодетной мамой. Научилась доить козу, выращивать домашнюю птицу, развела огород с парничками и огромные цветники.

Саша по роду своей работы ездил по всем хуторам, станицам и привозил своей любимой жене разнообразные отростки и корни цветов, кустарников, чтобы их уютный дом, огород и палисадники были самыми красивыми в Егорлыкской.

В супружеской верности и преданности они прожили много-много лет, раскрыв сокровенную тайну любви. Любовь – это жертвенное служение, готовность ради любимого человека пойти на любые уступки, это понимание, терпение и всепрощение. Кто так не любил, так не жил – тот никогда не поймёт.

P.S.: В миллионном мегаполисе два человека, две жизни, две судьбы могли ни разу не встретиться! Но эта удивительная встреча всё-таки состоялась в случайной точке соприкосновения двух сердец. А вы верите в случайности? Наперекор всем теориям вероятности такие встречи – доказательство Промысла Божиего о своём создании – человеке. Слушайте своё сердце!

Мария К., ст. Егорлыкская

Фото создано с помощью нейросети GigaChat

Поделиться ссылкой:

Метки:
12 февраля 2026
Яндекс.Метрика